Существование 20-летнего принципа распределения телевизионных денег в АПЛ теперь под сомнением. Заявление руководства Ливерпуля о том, что ведущие клубы страны должны пересмотреть размеры распределения доходов от телевидения в свою пользу, уже вызвало реакцию ведущих обозревателей Англии. Мы предлагаем материал авторитетного британского журналиста Дэвида Конна, специализирующего на финансовых аспектах тамошнего футбола. Празднуя годовщину победы в судебном процессе, изгнавшим из Ливерпуля Тома Хикса и Джорджа Джиллетта и утвердившим во власти других американцев, Fenway Sports Group, управляющий директор Иан Эйр во всеуслышание размышлял о необходимости пересмотреть действующий телевизионный контракт с Премьер-лигой. Это единственный источник доходов любого клуба АПЛ, которым приходится делиться; все прочие – билеты (цена билета на Коп в этом сезоне выросла до 45 фунтов), футболки за 40 фунтов, реклама и спонсорские отчисления – в полном объеме контролируются каждым клубом в отдельности.
Премьер-лига сама была создана в 1992 году в результате аналогичного процесса, когда Ливерпуль и прочие клубы первого дивизиона отказались делиться доходами от зарождающегося спутникового телевидения с клубами остальных трех дивизионов Футбольной Лиги. Сейчас разыгрывается 20-й сезон АПЛ, и до сих пор Премьер-лиге удавалось придерживаться той же формулы распределения телевизионных денег, которая худо-бедно позволяет, скажем, Болтону надеяться на то, что его не разобьют вдрызг в матче на Олд Траффорд – хотя о шансах на чемпионство клубам за пределами первой четверки пришлось позабыть.
По существующему телевизионному соглашению, за период 2010-13 годов Премьер-лига получит 2,1 миллиарда фунтов от BSkyB и ESPN за прямые трансляции на платном телевидении и от BBC за расширенные обзоры. 50% от этой суммы поровну будут поделены между всеми клубами, еще 25% распределяются в зависимости от итогового места в таблице, а остальные 25% клубы получают за каждое появление в прямой трансляции матча с их участием. Такая схема позволяет большим клубам зарабатывать больше, ведь они занимают более высокие места в итоговой таблице и чаще появляются на телеэкранах. Однако разница в доходах все-таки не является громадной; Манчестер Юнайтед за прошлый сезон получил от телевидения 42,4 млн фунтов, а Блэкпул – меньше всех, но ровно половину того, что заработал МЮ – 21,2 млн фунтов.
Доходы от продажи телевизионных прав за рубеж делятся поровну, и если в 1992 году их не было вовсе, то сегодня, учитывая растущую популярность АПЛ по всему миру, особенно на Среднем Востоке и в Юго-Восточной Азии, они составляют 1,4 миллиарда фунтов за три года. То есть заграничные трансляции позволили Блэкпулу заработать столько же, сколько и МЮ – 17,9 млн фунтов.
Потому ситуация, когда ведущие клубы начнут новое наступление на существующие принципы распределения доходов, оставалась вопросом времени. Именно так случилось в 1980-е годы, когда главные клубы в ультимативной форме угрожали выходом из Футбольной Лиги, и первым делом добились отмены принципа равного распределения доходов от продажи билетов, существовавшего с самого первого дня Футбольной Лиги, то есть с 1888 года.
Горько, но неудивительно, что клуб, первым заявивший о притязаниях на больший кусок, является одним из четырех крупных клубов с американскими владельцами. Каждый из них владеет спортивной франшизой в США, где спорт живет по очень строгим правилам, требующим равного распределения всех денег, включая доходы от продажи билетов, телевизионных трансляций, мерчандайзинг и так далее. В Главной лиге бейсбола (MLB), в которой Fenway принадлежит клуб Бостон Ред Сокс, валовые доходы облагаются налогами и распределяются в равной степени, хотя публично не обнародуются, а существующая практика драфтов специально направлена на то, чтобы ограничить доминирование главных клубов вроде Ред Сокс, Нью-Йорк Янкиз и не превратить турнир в предсказуемый.
Американских владельцев привлекли Ливерпуль, Арсенал и МЮ тем, что здешний спорт, в отличие от их собственного, имеет глобальный интерес благодаря телевидению и интернету, что позволяет им в перспективе рассчитывать на хорошие деньги. К тому же Премьер-лига дает им возможность зарабатывать больше, чем в спорте в США, так как здесь спортивные успехи концентрируются вокруг нескольких клубов, что обеспечивает им финансовое господство.
За предыдущие 19 сезонов чемпионом однажды становился клуб Блэкберн Роверс, обзаведшийся ненадолго финансовой мощью, по три раза турнир выигрывали Арсенал и Челси, получивший подпитку за счет состояния олигарха. Все остальное время господствовал Манчестер Юнайтед, продолжающий зарабатывать больше остальных, невзирая на долги, возникшие у клуба вследствие поглощения семьей Глейзеров. История, подобная чуду Ноттингема Брайана Клафа, который в первый сезон после выхода в элиту стал чемпионом, а затем дважды кряду выиграл Кубок чемпионов, сегодня невозможна, потому что финансовое неравенство порождает еще большее неравенство в спорте. Манчестер Сити за три года совершил подъем с 8-го места на 3-е ценой 600 млн фунтов, потраченных шейхом Мансуром, то есть для того, чтобы ворваться в элиту английского футбола, не обязательно быть выдающимся тренером, достаточно поддержки одного из самых богатых людей мира.
Премьер-лига появилась на свет вследствие жадности отдельных членов футбольной семьи, в отличие от спорта в США, и со временем, на 20-м году существования АПЛ, их аппетиты только усилились. http://football.ua
|