Итак, мы говорим о величии и только о величии. Самая стрёмная тема. Когда речь заходит о 3-5-2 или 2-3-5 (а что, и так играли когда-то), тут случается священный трепет, тут есть ощущение беседы о тайнах, о высоком; а величие – в сущности, тьфу; разговор, доступный каждому и слово, в которое каждый готов вложить свой смысл. Месси великий? Великий. Конец текста, хотя мы ещё и не приступали, собственно.
Платини, у которого тоже три «Золотых Мяча», говорит на вручении третьего Лео Месси: «И неважно, станет ли он чемпионом мира, Круифф им тоже не был». Ну, может быть, на самом деле это означает, в частности, что Платини – великий игрок, хотя не был чемпионом мира. Люди часто ведь, говоря о других, на самом деле говорят о себе. Но самое интересное не в этом. Самое интересное в этих словах Платини... Ах, да, в них, конечно, присутствует ещё и акцент на значимости «Золотого Мяча» – нового, который теперь детище в том числе и УЕФА, а не дело авторитетного журнала, тщательно хранимое им на протяжении десятилетий; этот новый «Золотой Мяч», конечно, нуждается в укреплении, подтверждении авторитета...
Но и это мелочь. По-настоящему удивительно в словах Платини то, что они говорятся 24-летнему футболисту.
Вот как может быть 24-летнему футболисту, который в очередной раз провозглашен лучшим в мире, у которого ещё столько лет игры впереди, – как может быть в этом случае неважно, станет ли он чемпионом мира? И при чем тут Круифф?.. Подпорки смысла и его полная подмена.
Как может быть в случае Месси неважно, станет ли он чемпионом мира?
А у Марадоны, кстати, не было ни одного «Золотого Мяча». Тогда это был титул лучшего игрока Европы, а Марадона, как мы знаем, не европеец по происхождению. Кстати, нет и Кубка Чемпионов – он тоже тогда по другой схеме разыгрывался, в него ещё надо было попасть, став чемпионом своей страны и больше – никак. Другие времена, скажете вы? А я скажу иначе: другие времена!
Смысл величия как раз в том, что оно вне времени.
Лео Месси, безусловно, в данный момент – игрок и человек исключительно своего времени.
Великий человек, Луис Сесар Менотти, футбольный мудрец и тренер – чемпион мира 1978 года, говорит о Лео с восхищением и критически – это мало кому удается. И это сложнее, чем реплика Платини или чья бы то ни было другая из прозвучавших вчера и звучащих сегодня, причем я говорю, конечно, не о сложности словесной эквилибристики, а о многозначности мысли. Менотти говорит очень точно: «Я думаю, что было четыре короля и пятый еще не появился. Сейчас мы ждем пятого, которым станет Месси или не станет никто. Никто не даст ему корону за 5 лет. Чтобы дать ее ему, надо увидеть его вне «Барселоны», посмотреть, достигнет ли он того же, чего достиг Марадона в Неаполе. Месси – это роскошь, это красота, но надо еще посмотреть. Ему не хватает одной ступеньки, чтобы стать великим».
«Сейчас мы ждем пятого короля, которым станет Месси или не станет никто»
Конечно, или Месси – или никто из ныне играющих, тут без спору! Кстати, по версии Менотти, которую, как и все его большое интервью, я всем рекомендую изучить, королем не был Зидан, но дело не в этом. Дело вот в этих ступеньках. Кстати, если кому-то придёт в голову, что Менотти как современник Марадоны специально его приподнимает, я над ним посмеюсь: великий тренер как раз единственная причина, по которой Диего не двукратный чемпион мира – он не взял его в команду в 78-м, когда этого требовало полстраны, а Марадоне было только 16 лет.
И попробовал бы кто-нибудь сказать Диего: ничего, старик, ничего, что ты, возможно, не станешь чемпионом мира, ты уже великий... Тогда бы Марадона и вправду им не стал, потому что надолго сел бы за убийство этого глупого человека. Немедленно и, возможно, пожизненно. А Лео улыбается. Есть в этом что-то ребеночье.
Я скучаю по тем временам. По тем временам, когда Круифф мог отказаться поехать на чемпионат мира. У него были причины, он так их тогда воспринимал. Вы вообще до круиффовского поколения можете вспомнить не просто знаменитого, а хоть какого голландского футболиста? Вот из какой задницы истории те революционеры достали свою страну. Когда Сократес мечтал обустроить весь футбол по-другому и очень интересно об этом рассказывал в микст-зонах и интервью. Когда Марадона приезжал в солнечный нищий город, воевал с тренером за то, как играть и с президентом за то, кого ещё брать, в чем-то убеждал, в чем-то нет, но в конце концов становился чемпионом, опережая с «Наполи» уже тогда роботоподобный, колоссальный «Милан», и в Неаполе на улицах оборотистые пацанчики торговали маленькими бутылочками с этикеткой «слезы Берлускони».
Когда Марадона выходил играть за Аргентину против Италии в Неаполе, в полуфинале чемпионата мира, и полстадиона терялось, за кого им болеть.
Если Месси, аргентинец, станет чемпионом мира в Бразилии... Слушайте, ведь это будет эпос
Это всё, конечно, больше о личности, чем о профессии. Но вообще-то одно неотделимо от другого. В истории остаются мужчины, а не мальчишки – мальчишки только тогда, когда они погибают и дальше уже не живут.
Самый интересный вопрос – станет ли Месси чемпионом мира. Если он, аргентинец, станет чемпионом мира в Бразилии... Слушайте, ведь это будет эпос. Ради этого, между прочим, стоит жить. Просто это очень трудно; выиграть дома Кубок Америки, согласитесь, было несколько проще, и этого тоже не случилось. Мы ведь хорошо с вами знаем – отчего-то в сборной Месси до сих пор представал совершенно другим игроком. Вроде он, а вроде бы и нет.
Я вам сейчас объясню, почему это так получается.
Дело в том, что мы принимаем Лео не за того, кем он на самом деле является. Мы сравниваем его с Марадоной, с Пеле сравниваем, с Зиданом – с футболистами, которые были ключевыми игроками в своих командах. Не просто лучшими, а именно что ключевыми. Они определяли всю игру, она строилась вокруг них.
Месси же, как это ни странно – но «Барселона» настолько удивительная команда, что в ней это ещё далеко не самое странное – не творец командной игры. Он завершитель. Да, в «Барселоне» он является ударным форвардом. Как Дрогба. Просто команды разные, и в одной наконечник копья – громила, который выцарапывает, опережает и мочит, а в Барселоне и копья-то нет. Там вместо копья – ребро ладони... В ней все по-другому
Мы принимаем Лео не за того, кем он на самом деле является
Главный прием Лео – подхватить мяч и все сделать самому. Нет, этим, конечно, не исчерпываются его функции, но это главное. Когда он делает это в «Барселоне», он делает это в разреженном пространстве, в удобный момент, получив пас в ноги от человека, возведшего мастерство паса в искусство. А в сборной Аргентины он возвращается за мячом, куда придется, и перед ним толпа.
Если сравнивать Месси с Марадоной, с Круиффом, с Пеле – именно с ними, мы ведь говорим о величии – он, понимаете ли, зависимый игрок. На данный момент – так.
Пока это так – его место в истории останется на другой полочке. Давайте восхищаться тем, что он превосходит рекорды ван Бастена, и удивляться, какая удивительная рифма в том, что очередной приз он получает из рук Рональдо.
Ключевое здесь слово – «пока». Новым королем из ныне играющих станет Месси или никто. И это не повод улыбаться, малыш, это самый грозный вызов из существующих, потому что Никто – безжалостный соперник. | автор: Василий Уткин.
|